Проблема клиента:
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) обратился в суд с иском о взыскании с нашего клиента, владеющего торговым центром (ТЦ), задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО в размере 4,4 млн. руб.
Что мы сделали:
В результате так называемой “мусорной реформы” сложилась следующая система взаимодействия между региональными операторами по обращению с ТКО и лицами, в ходе деятельности которых образуются ТКО (потребителями):
— в Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной субъектом РФ, определяются площадки накопления ТКО (контейнерные площадки), с которых региональный оператор должен вывозить отходы;
— услуги регионального оператора оплачиваются либо исходя из норматива накопления ТКО (“по нормативу”), либо исходя из фактически вывезенного объема ТКО (“по факту”);
— для потребителя оплата “по факту” гораздо выгоднее, но перейти на нее могут только те потребители (собственники / арендаторы нежилой недвижимости), у которых есть собственная контейнерная площадка;
— региональный оператор размещает на своем сайте предложение заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора, который предусматривает оплату “по нормативу”;
— если в течение 15 рабочих дней потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора и необходимые документы, то договор считается заключенным на условиях типового договора, т.е. с оплатой “по нормативу”;
— заключенный таким образом договор размещается в личном кабинете потребителя на сайте регионального оператора, в договоре указывается контейнерная площадка, в которую потребитель должен складировать отходы, а оператор их вывозить.
В данном конкретном споре региональный оператор пытался взыскать плату за вывоз ТКО “по нормативу”, т.е. исходя из площади ТЦ. Сумма получилась значительной — 4,4 млн. руб. Однако, как и в любом деле, имелись “нюансы”.
Клиент складировал отходы в свою собственную контейнерную площадку на территории ТЦ. Но проблема заключалась в том, что эта площадка большую часть времени отсутствовала в Территориальной схеме обращения с отходами и вывоз ТКО осуществляло третье лицо, а не региональный оператор.
С другой стороны и у регионального оператора не все было гладко. В размещенном на его сайте договоре он указывал в качестве мест сбора ТКО площадки, которые либо находились на территории соседнего ТЦ, либо на расстоянии 1 км от ТЦ клиента.
Клиент свои отходы в эти площадки не складировал. А значит региональный оператор не вывозил отходы клиента, т.е. фактически не оказывал ему услуги. Если же услуги не были оказаны, то нет оснований требовать их оплаты.
В общем, сложилась достаточно спорная ситуация, которую стороны решили разрешить миром.
Результат:
Стороны заключили, а арбитражный суд утвердил мировое соглашение, в котором сумма долга за оказание услуг по обращению с ТКО была уменьшена с 4,4 млн. руб. до 0,3 млн. руб.
Ссылка на судебный акт: