10.04.2023
Явно обременительные условия
По мнению КС РФ, к явно обременительным для гражданина условиям можно отнести положения о цене, которые определили с помощью манипулирования информацией о реальной стоимости. Речь о методах, которые мешают покупателю осознать окончательную сумму, например:
- продавец указывает цену со скидкой с условием оплаты дополнительных товаров и услуг по завышенной (нерыночной) цене;
- он предлагает скидку с произвольной или нерыночной по обычным меркам цены;
- он называет цену, которая противоречит рекламе, публичной оферте, данным на сайте продавца или изготовителя.
Также очевидно обременительное условие — положение о возврате всей скидки, когда потребитель досрочно и односторонне прекратил договоры потребкредита или страхования. При этом их условия значительно менее выгодны для гражданина, чем могли быть без продавца.
Злоупотребление правом и навязывание невыгодных условий
Суды могут счесть злоупотреблением правом действия продавца, которые создают видимость свободного выбора между такими вариантами:
- купить товар «со скидкой», но переплатить за иные товары, работы или услуги;
- приобрести товар «без скидки» по цене выше рыночной.
В ситуации, когда продавец манипулирует конечной ценой, суд должен отказаться взыскать доплату с покупателя, если скидку аннулировали полностью или частично. Другой вариант — изменить или расторгнуть договор по требованию потребителя.
Поведение продавца могут расценить и как навязывание покупателю невыгодных условий способом, когда покупку товара обуславливают обязательным приобретением страховых или кредитных продуктов. Речь идет о случае, если отказ от них будет означать принятие явно обременительных условий, на что вряд ли пойдет средний покупатель.
Очевидное неравенство в переговорах
Чтобы признали явное неравенство переговорных возможностей продавца и покупателя, которое явно мешает согласовать другие условия сделки, нужно среди прочего доказать ряд фактов. Это могут быть такие обстоятельства:
- продавец доминирует на рынке;
- он предоставляет потребителю неполную и недостоверную информацию, в т.ч. в рекламе;
- продавец запрещает гражданину вносить в договор изменения или требует согласовывать правки потребителя с иными лицами в неразумный срок.