+7 (914) 952-000-6
г.Иркутск, Ленина 6, 3 этаж

Конституционный Суд РФ (далее — КС) принял постановление от 13.07.2021 N 35-П (дело Е.В. Мокеева), которым дал толкование пункта 1 статьи 302 ГК РФ

В общей совместной собственности супругов Г. находилась квартира, которая в ЕГРН была оформлена на гражданина Г. Брак между супругами был расторгнут, однако никаких изменений в ЕГРН относительно квартиры стороны не внесли. 

После этого гражданин Г. (реестровый собственник) продал квартиру гражданину М., а тот перепродал ее Мокееву.

По иску бывшей супруги гражданина Г. первый договор купли-продажи был признан недействительным как заключенный без ее согласия. От Мокеева истребована 1/2 доля в праве собственности на квартиру на основании п.1 статьи 302 ГК РФ, которая позволяет истребовать имущество у добросовестного приобретателя в случае, когда имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.

Мокеев обратился в КС. КС сделал следующие выводы.

Бывший супруг (сособственник общего совместного имущества), сведений о котором не имеется в ЕГРН, будучи заинтересованным в сохранении за собой права на общее имущество супругов, должен сам предпринимать меры — в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности — по контролю за ним и в том числе, когда это отвечает его интересам, совершать действия, направленные на своевременный раздел данного имущества. По крайней мере, он вправе предпринять действия, направленные на внесение указания о нем как о сособственнике в запись о регистрации права собственности на входящее в совместную собственность имущество. В отсутствие же таких действий с его стороны недопустимо возложение неблагоприятных последствий сделки, совершенной без его согласия, на добросовестного участника гражданского оборота, полагавшегося на сведения указанного реестра и ставшего собственником имущества.

Обстоятельства конкретного дела могут свидетельствовать о том, что бывший супруг не заинтересован судьбой своего имущества и (или) полагается на осуществление правомочий собственника в отношении общего имущества другим бывшим супругом. В таком случае — с учетом всех обстоятельств конкретного дела — допустим вывод, что спорное имущество, отчужденное другим бывшим супругом, не может считаться выбывшим из владения сособственника, не участвовавшего в отчуждении имущества, помимо его воли.

Таким образом, иск бывшего супруга, предъявленный на основании п.1 ст.302 ГК РФ к добросовестному участнику гражданского оборота, который возмездно приобрел жилое помещение у третьего лица, полагаясь на данные ЕГРН, и в установленном законом порядке зарегистрировал возникшее у него право собственности, не подлежит удовлетворению в случае, если бывший супруг, по требованию которого сделка по распоряжению жилым помещением признана недействительной как совершенная другим бывшим супругом без его согласия, не предпринял — в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности — своевременных мер по контролю над общим имуществом супругов и надлежащему оформлению своего права собственности на это имущество. 

Обратный звонок


    Принять политику конфиденциальности

    +
    Бесплатная консультация
    +
    Поиск
    + Закрыть